Автор: @psy_beigor Спортивный психолог Игорь Беляев
Человек способен справиться с серьезными препятствиями, если знает, для чего это нужно. Умение ставить цели — это ресурс, который помогает добиться внушительных результатов.
Однако, постановка и достижение цели — это индивидуальный процесс, который основывается в первую очередь на «хочу», а не на «надо».
Нельзя просто сказать ребенку: «твоя цель — добиться этого, понял?? Поэтому, ты будешь делать то и это, и внимательно слушать тренера. А больше, от тебя ничего не требуется».
Единственное, чему научится ребенок при таком подходе — это безропотно выполнять приказы. Это может быть порой важно в игре, но этим не определяется становление спортсмена.
В этом посте разберемся, как научить ставить цели ребенка 3-5 летнего возраста.
- В таком возрасте ребенку важно научиться прислушиваться к своим желаниям. Выясните, что ребенку нравится на тренировке, а что не очень.
- Эти желания можно по-немногу связывать с целями. Например, ребенку нравится выполнять какое-то упражнение. Можно спросить у него, а смог бы он делать это упражнение еще лучше (быстрее, например)? А зачем нужно учиться выполнять это упражнение? Как бы он хотел научиться его выполнять? Главное — действовать через вопросы. Не нужно просто говорить ребенку, что он должен сделать. Задавайте вопросы, послушайте, что он ответит и отталкивайтесь от его желаний и взгляда на ситуацию. Формулируйте его первые цели вместе с ним.
- После тренировки обязательно спрашивайте, что получилось. Выстраивайте взаимосвязи между поставленными целями и результатами. Для этого возраста не столько важен конструктив «что получилось, а что — нет», сколько важно обратить внимание ребенка на то, КАК намерения превращаются в действия, а действия — в результат.
Почему постановку цели для ребенка нужно осуществлять через наводящие вопросы?
Дело в том, что именно благодаря вопросам, мы можем привести ребенка к решению самостоятельно действовать в направлении достижения цели.
Этот момент, когда ребенок решает самостоятельно — очень важен, хотя этому почему-то не придают должного значения.
Вроде как сказали ребенку — он делает, а значит все в порядке. Но нужно помнить, что при этом он добивается не своей цели, а вашей.