Самооценка и успешность ребенка. Спортивный психолог Игорь Беляев.

 Автор: @psy_beigor Спортивный психолог Игорь Беляев

Самооценка и успешность ребенка. Спортивный психолог Игорь Беляев!

Самооценка ребенка складывается из успехов и неудач всех видов деятельности, в которые он вовлечен. Оценка педагога, в любой форме, всегда влияет на самооценку ребенка, понижая, либо повышая ее.

Внутреннее восприятие человеком себя всегда стремится быть положительным, поэтому, когда мы сообщаем ребенку об ошибке — это всегда удар по его самооценке, который стимулирует корректировать свои действия в соответствии с требованиями обучающего. 

Без корректировки ошибок педагогический процесс невозможен, ведь для того, чтобы научиться чему-то, нужно уметь видеть свои ошибки и своевременно исправлять их. Но когда педагог сосредоточен только на исправлении ошибок, особенно, используя при этом ярлыки типа «ленивый», «мазила» и т.д., он формирует у своих воспитанников установку, что тренировки — это сплошные ошибки, которые постоянно нужно исправлять.

Такой подход, из-за постоянной атаки на самооценку ребенка, постепенно приводит к ее снижению и формированию чувства  неуспешности. Что в свою очередь, приводит к значительному снижению мотивации к занятиям, к страху риска, к страху совершить ошибку а также, к отсутствию креативности.

Стоит отметить, что педагог, организующий учебную среду, должен уметь не только давать тактичную обратную связь без тотального акцента на ошибках , но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, чтобы избежать закрепления чувства неуспешности у части детей в группе.

Например, если ребенок в 6 лет еще не обладает достаточными физическими данными, он не сможет на достойном уровне конкурировать с другими в играх, где эти физические данные определяют результат. Это может негативно повлиять на его самооценку. Таких примеров можно привести много. Все их объединяет одно — отсутствие должного индивидуального подхода.

Чтобы повысить ощущение успешности у детей в тренировочном процессе, стоит:

  • 1. Сообщать об ошибках в информирующем ключе, стараясь избегать негативной оценки. Если что-то не получается — ничего страшного в этом нет, это естественная часть обучения. Важно научить ребенка относиться к своим ошибкам без негатива, не испытывая за это страха, вины или стыда.
  • 2. Если ситуация позволяет, не стоит указывать ребенку на ошибки прямо. Намного лучше задавать наводящие вопросы, благодаря которым ребенок сможет понять сам, в чем его недочет. Помимо безвредности для самооценки, этот способ хорошо развивает мышление.
  • 3. Подбирать упражнения для тренировки с учетом индивидуальных особенностей детей, таких как темперамент, уровень физического развития, технический уровень детей в группе и т.д., организовывая учебный процесс так, чтобы у каждого была возможность почувствовать себя успешным.

Почему так важно поддерживать ощущение успешности?

Дело в том, что существует такой фактор, как темп развития. У всех детей темп разный, и если ребенок на данный момент не показывает результата, не стоит про него забывать, ведь спустя пару лет ситуация может кардинальным образом измениться.

Однако, если на протяжении всего этого времени его самооценка будет снижена, его мотивации к занятиям и веры в собственные возможности может оказаться недостаточно, чтобы построить спортивную карьеру.

Share on facebook
Facebook
Share on google
Google+
Share on twitter
Twitter
Share on whatsapp
WhatsApp
Share on email
Email

Похожие новости